"Для наших войск сейчас ускоренными темпами создается современный танк на основе унифицированного боевого модуля "Армата". Первый опытный образец, как ожидается, будет выпущен уже в 2013 году, а с 2015 года он должен начать поступать на вооружение", - такие слова главкома приводит информагентство.
Вообще-то главнокомандующему Сухопутными войсками надо быть осторожнее с такими бравурными прогнозами. Увы, отличительная особенность нынешних менеджеров военного ведомства в том, что они упорно и сознательно игнорируют советский опыт разработки и принятия на вооружение сложной военной техники.
В СССР, где не было рыночных отношений, новое вооружение разрабатывалось только на конкурсной основе. Правда, не всегда побеждали именно лучшие образцы. Такие понятия как коррупция и протекционизма имели место и в те времена, и не только в нашей стране, но и за океаном. Но случалось и совершенно противоположное. Чтобы никого не обидеть, на вооружение принимались все образцы, представленные конкурентами. Так получилось именно с танками. На вооружении Советской Армии одновременно стояли Т-64, Т-72 и Т-80 - машины с абсолютно схожими характеристиками, но совершенно не взаимозаменяемые при ремонте. Разрабатывали их конкуренты: Харьков, Нижний Тагил и Ленинград (Кировский завод).
Справедливости ради надо сказать, что этот казус появился не вследствие результатов одного конкурса, когда решили никого не обижать, а по другой причине.
Совершенно прорывной даже по мировым масштабам харьковский Т-64, спроектированный знаменитым Александром Морозовым, чуть-чуть опередил свое время и тот уровень технологий, которыми тогда обладали серийные танкостроительные и двигателестроительные заводы. Частые его поломки в войсках вынудили срочно найти альтернативный вариант. Решено было, сохранив концепцию Т-64, установить на него привычный V-образный дизель и более мощные катки. Сделали это в Нижнем Тагиле. Их Т-72 оказался настоящим солдатом - простым и неприхотливым. Этот танк стал самым массовым во второй половине ХХ века. Однако вслед за ним появился и газотурбинный Т-80. Это тоже бы прорыв. И тогдашний министр обороны Дмитрий Устинов принял волевое решение поставить "восьмидесятку" на вооружение, сохранив при этом в войсках и Т-64 и Т-72. Тем более что Т-80 рассматривался как танк прорыва к Ла-Маншу и поставлялся лишь в Западную Группу Войск. Машину отличали не только большая скорость (по шоссе до 80 км/час), но и всеядность. Газотурбинный двигатель пожирал все, что горело, то есть заправлять танки, рвущиеся к Атлантическому океану, можно было на любой АЗС, которых в Западной Европе множество.
Однако танковая разносортица (а в войсках помимо новых машин были еще и Т-55, и Т-62, и даже тяжелые Т-10) раздражала военных, и уже в начале восьмидесятых было принято решение начать на конкурсной основе работы над новым единым танком по совершенно секретной тогда теме "Молот". Предполагалось, что будет создано единое шасси для танков, инженерных машин, артиллерийских и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и прочих мобильных вооружений.
Как вспоминают специалисты, к началу 1990-го года харьковские танкостроители зашли в тупик - Александр Морозов, увы, к тому времени умер. Лучше всех в создании концепции новой машины продвинулись в Ленинграде, в КБ, которым руководил создатель Т-80 Николай Попов. В Нижнем Тагиле дела шли ни шатко, ни валко, но что-то тоже проектировали.
И тут случился обвал Союза и всей советской оборонки. На Украине работы по теме "Молот" были прекращены потому, что этой вновь образованной стране танк нового поколения оказался просто не нужен. В городе на Неве, получившем уже новое имя, тогдашний градоначальник, покойный ныне Анатолий Собчак, делал все, чтобы изгнать из северной столицы оборонную промышленность, и Кировский завод попал в тяжелейшее финансовое положение. А вот Нижний Тагил оказался почти что родиной нового президента новой России. Какие-то деньги уральская оборонка все-таки получала. Работы над новым танком - объектом 195 были продолжены. Шли они долго и тяжело.
В начале 2000 годов первый образец тяжелого (массой около 60 тонн) танка нового поколения был построен, начались его полигонные испытания. Машина получилась вполне приличной, она даже, как вспоминают очевидцы, произвела очень сильное впечатление на министра обороны маршала Игоря Сергеева, стратегического ракетчика по военной специальности. Как говорят, он, внимательно осмотрев машину и посидев внутри танка, будто бы сказал: были бы у меня деньги, немедленно принял бы эту машину на вооружение. Тогда даже в прессе позвучало несколько заявлений со стороны военных, что новый Т-95 начнет поступать в войска в ближайшие годы. Увы и ах…
Прошло почти десять лет, и вот новое заявление: танк "Армата" начнет поступать в войска с 2015 года.
Откуда вообще появилась "Армата"? В отличие от маршала Сергеева его преемник - гражданский министр обороны Сергей Иванов к танкам почтения не питал. Он, видимо, посчитал, что Т-95 будет иметь слишком избыточную боевую мощь, не нужную Российской армии. Действительно, танк создавался в концепции противостояния двух социально-экономических систем и обладал сокрушительной мощью. Решено было запустить новый проект, названный "Армата", в рамках которого построить значительно облегченный вариант объекта 195.
Поскольку основа новой машины была фактически готова, то конструкторы Нижнего Тагила с уверенностью заявили: к 2015 году мы танк спроектируем, испытаем и будем готовы к серийному производству. Министерство обороны с радостью эту уверенность разделило.
Поэтому-то главком Сухопутных войск уверенно заявляет в 2012 году, что в 2015 году армия получит принципиально новую гусеничную базу, на основе которой начнут массово производить и танки, и самоходки, и ракетные системы и прочее, прочее, прочее.
Не знаю, бывал ли главком Чиркин в музее бронетанковой техники в Кубинке. Если бывал, то должен был видеть, сколько танковых образцов в металле было создано и испытано, прежде чем появлялись привычные Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. Уходили на это годы, а то и десятилетия.
Сейчас же, получается, сразу с чистого листа создается идеальная машина, которую на вооружение примут однозначно - это уже решено. Правда, когда создавалась советская танковая мощь, не было компьютеров. Сегодня многие конструкторские процессы значительно ускоряются. Но ведь наличие ЭВМ и цифровых технологий проектирования - вовсе не панацея от провальных ошибок. На наших глазах с оглушительным пиаром создавался и ставился на крыло "СухойСуперДжет-100". Сколько было обещано, сколько появилось надежд, но… Как ни печально, но остается признать: "СухойСуперДжет-100" оказался абсолютно провальным проектом. И дальше выпускаться он может только при мощной административной поддержке и немереном государственном финансировании без всякой надежды на отдачу.
Но пассажирский авиалайнер "Сухих" в обеспечении оборонной достаточности государства никакой роли не играет. А вот танки играют самую существенную, оставаясь главной ударной силой Сухопутных войск.
Конечно, хочется верить, что Нижнетагильские танкостроители совершат техническое чудо: их машина не уподобится первому блину, а сразу станет отвечать всем требованиям, заложеным в техзадании на "Армату". Надеяться надо всегда на лучшее. Но жизненный опыт всего человечества говорит, что при этом не мешает просчитывать и худший вариант.
Сообщается, что к 2020 году в армию должно поступить 2300 единиц новых танков. Если серийный выпуск начнется с 2015 года, то ежегодно должно выпускаться 460 машин. А по силам ли это танковому производству "Уралвагонзавода"?
Поэтому-то заявление главкома сделанное, скорее всего, по случаю приближающегося Дня танкистов, которое отмечается во второе воскресенье сентября, надо воспринимать спокойно. Будет танк - будет о чем говорить и что обсуждать. А пока ждем-с...